Развитие координации движений у детей |
||||
Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью. Упражнения в равновесии, связанные с ловкостью и координацией движений, с использованием спортивного оборудования, особенно с мячами, даются с большим трудом и осваиваются очень долго. |
||||
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а игра с мячами сопровождается яркими впечатлениями, эмоциями и разнообразными движениями. Мяч – это древняя и самая любимая игрушка детворы. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.
Развивающая предметно–пространственная среда физкультурного зала, физкультурно–оздоровительных центров в группах ДОУ соответствует требованиям ФГОС, наполнена мячами различного вида, для разных видов спорта и игр. Мяч доступен детям в спортивном зале, в группе, дома, на прогулке. Для развития координационных способностей включаю упражнения, которые представляют определенную координационную сложность для детей, содержат элементы новизны, содержат задания по регулированию и самооценке различных параметров движений. Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений выстраиваю на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом. При формировании «чувства пространства» использую дополнительные ориентиры, указывающие направление и траекторию движений. Развитие способности к сохранению равновесия осуществляю при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения тела. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом бревне, рейке гимнастической скамейки, балансировочном диске). Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование вестибулярного аппарата. Они включают повороты, наклоны, круговые движения туловищем. Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Использую упражнения под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. Применяю танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строится на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. За основу коррекционно – развивающей работы был взят метод моторного планирования и сенсомоторной интеграции. Сенсомоторная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его мыслительной деятельности, эмоциональной сферы. Моторное планирование – это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность, это среднее звено между идеей и совершением действий. Автоматические движения не развивают навык моторного планирования. На каждом занятии в вводной, основной, в заключительной части занятия, в подвижной игре, включаю игры и упражнения с разнообразными мячами. При планировании каждого вида упражнений учитывается актуальный уровень развития ребенка. (Ребенок 5-6 лет по своим двигательно–моторным характеристикам может соответствовать возрасту 3-4 лет, поэтому я ориентируюсь на то, что может выполнить ребенок, а не на то, что он в этом возрасте должен выполнять). Кроме решения задач развития координации движений, работа с мячами отлично стимулирует развитие детской инициативы. На каждом занятии после отработки определенного запланированного упражнения детям предлагается придумать свое упражнение с мячом, что всегда с огромным удовольствием встречается ими. В своей работе активно сотрудничаю с воспитателями, специалистами и родителями: предлагаю игры, организую совместные мероприятия, что способствует развитию согласованности действий, доверительного и доброжелательного отношения друг к другу. Мне, как инструктору по физической культуре важен результат! Однако совершенствовать координацию движений не самоцель! Это является крепким фундаментом для развития основных видов движений, физических качеств. |
||||
Игротека "Умный мяч" | ||||
В разделе представлены картотеки игр и упражнений с мячами, консультационный материал, исторические факты о происхождении мяча. |
||||
Упражнения с двумя теннисными мячами | ||||
Игры с мячом, это важно? | ||||
Из истории мяча | ||||
Как появился мяч | ||||
Мастер мяча | ||||
Упражнения с мячом для детей 4-5 лет на развитие ловкости и координации движений | ||||
Упражнения с мячом для детей 5-6 лет на развитие ловкости и координации движений | ||||
Упражнения с мячом для детей 6-7 лет на развитие ловкости и координации движений | ||||
|
||||