Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
В дошкольном учреждении функционирует 11 дошкольных групп.
Территория детского сада благоустроена, ограждена металлическим забором. Имеется большое количество зеленных насаждений: разнообразные породы деревьев, разбиты газоны и цветники. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок. На участках имеются прогулочные беседки, песочницы, игровое оборудование.
На территории детского сада есть физкультурная площадка, оборудованная стационарным и выносным спортинвентарем.
Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада (световой, тепловой, воздушный режим, организация питания, подбор и маркировка мебели, содержание помещений) соответствует требованиям САНПиНА, что подтверждено в ходе лицензирования.
В ДОУ рационально использованы все помещения для развития каждого ребенка и его эмоционального благополучия.
• Групповые помещения – 11
• Музыкальный зал-1
• Физкультурный зал-1
• Методический кабинет -1
• Кабинет учителя – логопеда -6
• Кабинет педагога-психолога – 1
• Бухгалтерия-1
• Медицинский кабинет-1
• Кабинет заведующего – 1
• Пищеблок – 1
• Прачечная-1
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, а так же ее доступность, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.В наличии материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек.
Имеется оборудование и материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья.
Используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно – пространственной среды.
Созданная предметно-развивающую среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Технические средства обучения и воспитания:
- музыкальный центр-2
- телевизор-1
- проектор-10
- компьютер для работы педагогов-21
-DVD-2
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям:
Сетевые и коммуникационные устройства: ноутбуки и компьютеры с выходом в интернет, электронная почта, сайт. Помещения для занятий с детьми оснащены в соответствии с современными требованиями по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе. Это позволяет педагогам активно использовать в своей работе с детьми: интерактивные технологии SMART, ноутбуки, интерактивные задания и игры средствами PowerPoint.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивается только в присутствии взрослых и согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой а сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ». https://mdou140.edu.yar.ru/
Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы не имеются.
Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области
https://www.edu.yar.ru/index/projects.html
/https://www.edu.yar.ru/
Центры развития в игровых комнатах:
-уголок для ролевых игр;
-книжный уголок;
-зона для настольно-печатных игр;
-выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
-уголок наблюдения за природой;
-спортивный уголок;
-игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
ДОУ укомплектовано научно – методическими, дидактическими пособиями, игровым оборудованием.
Дошкольное учреждение подключено к скоростному Интернету. Имеется мультимедиатека.
Библиотечный фонд составляет около 500 экземпляров научно-методической, познавательной и детской литературы.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
В учреждении не предусмотрены дополнительные приспособления для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
"Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Кабинет учителя-логопеда
Количество специально оборудованных учебных кабинетов: 3
Общая площадь специально оборудованных учебных кабинетов: 40,8 м2
Кабинет педагога-психолога
Количество специально оборудованных учебных кабинетов: 1
Общая площадь специально оборудованных учебных кабинетов: 16,6 м2
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду частично оборудованы учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Количество мест: 20
Площадь: 63 м2
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Зал для физкультурных занятий
Площадь: 72,3 м2
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации адаптированной образовательной программы, имеются необходимые технические средства и методическое обеспечение,дидактические средства для воспитания и обучения.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступа в здание МДОУ "Детский сад №140" инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – частично доступны.
Информация о специальных условиях питания
С 9 января 2024 года питание в детском саду осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «АГРОФИРМА-ЯРОСЛАВЛЬ» (Генеральный директор Ивченко Сергей Валерьевич). Телефон: 8(4852) 23 55 55
В детском саду специальные условия питания не предоставляются, лица, нуждающиеся в специальных условиях питания, отсутствуют.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В детском саду обеспечиваются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отсутствует доступ воспитанникам к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отсутствуют электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОУ "Детский сад №140"
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей , в том числе и детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Детский сад посещают дети со смешенным спецефическим растройством психического развития (4 группы), дети с тяжелыми нарушениями речи (6групп) и 1 группа для детей с интелектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Вашим детям предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние здоровья ребёнка это исключает, ребенок направляется в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.