Страница обновлена 25.06.2020
Добро пожаловать!
 

Тема недели: "Моя дача" 22.06- 26.06.2020

Летние опыты и затеи на природе: 13 невероятных идей
Только летом можно вдоволь повозиться с песком, водой и листьями, не боясь замерзнуть или испачкаться. Когда все льется, перетекает и пузырится, а сверху согревается солнышком, можно не переживать за предстоящую уборку, а поэкспериментировать вместе с детьми на лужайке.
             Солнечные часы
Устроить солнечные экваториальные часы на даче или на площадке совсем не сложно. Гномон - будущую стрелку солнечных часов - можно соорудить из палки, картона или черенка от лопаты. Если вы хотите сделать все точно по науке и определять не солнечное, а московское время, угол наклона гномона должен быть равен географической широте вашей местности. Циферблат делится на 24 части. Очень красиво можно обозначить деления ракушками или выложить цифры из камешков.
Солнечные рисунки или цианотипия
Специальным светочувствительным раствором нужно покрыть бумагу или ткань, затем разложить на нем силуэты, вырезанные из бумаги, засушенные травинки и цветы, листья, кружева, накрыть стеклом и оставить на 3-4 минуты на ярком солнце. Сверху стекла можно разложить небольшие предметы (ключи, ракушки), стеклышки марблс. А потом промыть водой. Происходит химическая реакция, на красивом синем фоне остаются белые силуэты, очертания травинок. Для приготовления раствора необходим ферроцитрат аммония (III) - (25 г на 100 мл дистиллированной воды) и красная (кровяная) соль - ферроцианид калия - (10 г на 100 мл дистиллированной воды). Раствор делается с расчетом на один раз и наносится при красном свете на бумагу. Готовые наборы для цианотипии продаются в фотомагазинах.
Кстати, если солнце - частый гость на балконе, можно разместить на листе обычной цветной или тонированной бумаги любые предметы и положить на солнечное место. Бумага выцветет, а силуэты предметов останутся.
Солнечная татуировка
Для детей постарше, которые любят загорать, или крепко спящего папы можно сделать солнечный сюрприз. Наклеить на руку или спину изображение бабочки или цветка (контур можно вырезать внутри) или повязать повязку-трафарет с вырезанным внутри изображением. На фоне загорелой кожи появится белая картинка.
Приручить радугу
Можно увидеть домашнюю радугу, воспользовавшись шлангом или брызгалкой для цветов в солнечную погоду. А поиграть в радугу поможет опыт с семью стаканчиками, лимонной кислотой и содой. Выучите с ребенком заветный стишок про охоту на фазана, налейте в каждый стаканчик краску или пищевой краситель соответствующего цвета, затем добавьте соду и лимонную кислоту, добавьте воду. Радужная река готова. Очень здорово провести опыт на акварельной бумаге формата А3, получится красивый фон для картины.
Песочный вулкан
Любимый многими эксперимент с содой и уксусом можно усовершенствовать, сделав вулкан не из пластилина, а из песка, поместив внутрь пластиковую емкость. Как вариант для детей постарше − выкопать настоящий вулкан из сырого песка, а внутрь положить сухую траву и поджечь. Валит настоящий дым, восторг детей вам обеспечен.
Лупа и выжигание
Попробуйте немного модифицировать горький опыт любознательного Эмиля из Леннеберги и выжечь при помощи лупы и солнечного луча не дыру на шляпе, а красивый узор на деревянной дощечке в подарок бабушке.
Змеи из пузырей
На бутылку с отрезанным дном или стаканчик нужно надеть старый носок и закрепить резинкой. Наливаем в миску немного воды, средство для мытья посуды и дуем в горлышко бутылки. Появляется гирлянда из мыльной пены, напоминающая змею или бороду.
Ловить ветер
Чтобы «поймать» ветер, можно смастерить из ткани мячик-комету, пришив к нему хвост из фетра или гофрированной бумаги. А можно сделать из проволочного кольца и пакетов-маек сеть и, привязав к палке, сбегать с ней с холма с диким гиканьем или смотреть за направлением ветра. Или попросить ветер сыграть на старых вилках и ложках, расписанных акрилом и подвешенных на яблоне. Музыку ветра можно смастерить также из цветочных горшков небольшого диаметра, бус, лент и бубенчиков.
Двухступенчатая ракета из воздушных шариков
Такую ракету сможет сделать даже шестилетний ребенок. У пластикового стаканчика нужно отрезать дно. Надуть длинный шарик и засунуть его в стаканчик, а затем снизу поместить надутый маленький круглый шарик. Развязать веревочку у маленького шарика − ракета взлетит!
Водная ракета «Папа может»
Без папы или дедушки в этом случае не обойтись. Запускать ракету лучше в чистом поле. Для ракеты нужна 1,5-литровая бутылка, ниппель от велосипеда, насос и пробка от винной бутылки или спортивный дозатор от пластиковой бутылки. Ниппель устанавливается в пробку, для герметичности можно промазать детали суперклеем. Площадка для запуска играет роль подставки для удерживания бутылки в вертикальном положении. При запуске один взрослый держит бутылку, другой - накачивает насосом. Пробка вылетает, ракета взмывает в воздух на высоту 6-9 этажей! Предупредите детей, чтобы при запуске они отошли подальше и ни в коем случае не наклонялись над ракетой.
Машина на газировке
Наверняка в хозяйстве любого ребенка отыщется нижняя часть машинки с колесами. Любимый многими опыт ментос + газировка превратит ненужные обломки в реактивную машину, если закрепить на платформе бутылку и кинуть внутрь ментос, когда она будет в вертикальном положении. Когда реакция начнется, заткните горлышко бутылки пальцем и ставьте машину на колеса. Она поедет, оставляя за собой сладкий фонтан.
Эксперимент с эрозией почвы
Чтобы наглядно показать детям, как важны растения и опасна эрозия почвы, возьмите три бутылки, разрезанные пополам. В одну посейте семена или поместите землю с растущей травой, в другую - насыпьте землю с листьями, в третью - песок. К горлышку привесьте на веревочке перевернутое горлышко от бутылки или донышко. Вода при поливе земли в бутылке будет вытекать, а ребенок увидит, как корни растений оберегают землю от разрушения, а воду - от загрязнения.
Водопроводный лабиринт
Устроить настоящий лабиринт для воды из труб, ковшиков и старых кастрюль совсем не сложно. Для основы подойдет забор, старая дверь или деревянная панель. В дело пойдут гвозди или шурупы, веревки, разрезанные вдоль бутылки, старые шланги и ваша фантазия. Переливать воду и придумывать новые комбинации для водного лабиринта дети могут бесконечно.

Тема недели: "Безопасность дома и на улице" 15.06- 19.06.2020

Маленькие дети – прирожденные исследователи.  Простые в исполнении эксперименты с использованием подручных материалов не только приводят в восторг каждого малыша, но и развивают любознательность, творческие способности, учат устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представление о мире и свойствах веществ. 

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила безопасности: 

  • Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого; 
  • Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы; 
  • Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами; 
  • При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски); 
  • Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.
  • Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

                           Занимательные опыты для самых маленьких

Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт.
Распускающийся цветок. 
Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
Корабли из льдинок.
Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Малыш может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
Танцующая фольга.
Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.
Домашняя радуга.
На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.
Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для малыша параллели с реальными объектами и явлениям.
Вода бежит по дорожкам.
Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.
Крашеные цветы.       
Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».
Подводная лодка.
В стакан с газированной минеральной водой опустите одну виноградинку. Предложите малышу понаблюдать за ее движениями. Вы увидите, что на утонувшую ягоду сразу же начнут садиться пузырьки газа, и, когда их станет много, виноградинка всплывет на поверхность. Так будет продолжаться несколько раз, пока газировка не выдохнется.
Лавовая лампа.
Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.

                             Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста
К этой категории мы отнесли более сложные опыты и эксперименты, которые требуют строгого соблюдения правил безопасности, так как для их проведения необходимы разнообразные химические компоненты.
Соленые кристаллы.
Многие из нас в школьные годы выращивали кристаллы из соли. Этот опыт будет интересен и современным детям. Первым делом необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (при достаточном количестве она должна перестать растворяться в воде). Лучше всего использовать теплую дистиллированную воду (ее также можно немного подкрасить). Когда раствор будет готов, его нужно перелить в новую емкость, чтобы избавиться от частичек грязи. Затем в раствор опускается медная проволока с небольшой петлей на конце. Проволоку можно изогнуть по-разному, от этого будет зависеть форма получившихся кристаллов. На некоторое время емкость нужно поставить в теплое место. После этого, по мере остывания раствора, соль начнет оседать на проволоке.


Невидимые чернила.
Выполняя этот эксперимент, малыш на время может стать настоящим детективом. Чтобы приготовить невидимые чернила, нужно смешать воду и лимонный сок. В качестве ручки можно использовать зубочистку с намотанной ватой на конце или просто ватную палочку. Затем нужно обмакнуть «ручку» в получившуюся смесь и написать что-то на листе бумаги. Чтобы проявить чернила, немного нагрейте лист над свечей или лампой. Если у ребенка есть желание, позвольте ему придумать собственный эксперимент и помогите в реализации. Вместе вы можете смоделировать какое-либо явление или просто ответить на вопрос «А что будет, если…?»
Самонадувающийся шарик.
Этот простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой емкости нужно смешать 3 столовые ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко. Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом. Именно он и надувает шарик.
Извержение вулкана.
Импровизированный вулкан можно сделать из обычной пластиковой бутылки, декорированной пластилином. Чтобы вызвать извержение вулкана, в бутылку нужно налить немного теплой воды, затем добавить туда красный пищевой краситель и 3 ложки пищевой соды. Затем вулкан необходимо поместить в контейнер или тазик, чтобы избежать «утечки лавы». Завершающим этапом эксперимента является добавление к смеси 1/3 стакана уксуса. Сода и уксус вступают в реакцию, в результате которой наружу выделяется пенящаяся лава.

Рекомендуем к просмотру https://youtu.be/oQDCVWxwfpg

Тема недели: "Наша Родина – Россия" 08.06.- 11.06.2020
12 июня вся страна празднует День России.

      Издавна берёзу считают символом красоты русской природы.
      Предлагаем вам узнать о свойствах растений на примере берёзы.
     

                  Опыт с березой "Дыхание листьев"
Этот эксперимент интересен по двум причинам.
Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о "живых" существах.
А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз.
Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!).
Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем,
чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите
миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка -
подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой,
а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов,
вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются
вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
Оберни ветку березы пакетом и замотай веревкой. Вскоре изнутри на пакете появятся капельки воды. Это и есть та самая влага, которая испаряется через маленькие отверстия в листьях.

                  

                  «Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы» Марк Твен. 
Всем известно, что мыльные пузыри вызывают положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник. 

                                       Игры–эксперименты с мыльными пузырями   

1. «Делаем мыльные пузыри» 
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100мл. воды, 100мл средства для мытья посуды, 2 ч.л. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д.)
2. «Форма пузыря»
Возьмите проволоку, и отрежете от нее несколько кусочков разной дли-
ны. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса. Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и   выглядят как почти правильные сферы.
3. «Рисование мылом»
Оно развивает у ребенка фантазию.
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла
изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и до-бавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги. В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.
4.«Пузырь в пузыре»
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем
большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей.
5. «Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы пузырь не лопнул.
6. «Пузыри-попрыгунчики»
Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.
7. «Поймай мыльный пузырь»
Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь не лопнул.
8. «Лодка с мыльным двигателем»
Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка об-макнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за лодочкой. В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.
9. «Делаем пену»
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.